7,2K подписчиков

Были ли города и государственность в древности у мордвы?

2,3K прочитали
 Михаил Леонидович Томилин г. Клин В данной статье попробуем ответить на вопрос о том были ли у мордвы города и государственность.

Михаил Леонидович Томилин г. Клин

В данной статье попробуем ответить на вопрос о том были ли у мордвы города и государственность.

После развала СССР с выходят на сцену силы, особенно у малых народов и отсоединившихся республик, стремящиеся удревнить свою историю, появляются и различные местечковые национальные движения, но это явление не новое, обратимся к докладу на заседании сектора до феодальной и феодальной Восточной Европы 21 II 1940 Гольмстен В.В., Горюнова Е.И. «О мордовском «феодализме»

«В последнее время среди работающих над историей культуры малых народов Поволжья, в частности мордвы, дебатируется вопрос об общественном строе этих народов в период вхождения их в состав Московского государства. Существует взгляд, что мордва имела некогда свою государственность, своих князей-феодалов и города и что в мордовской среде в XII—XIII вв. сложились феодальные отношения. Сторонники этого мнения основывают свои утверждения, главным образом, на сведениях начальной летописи, которая под 1228—1229 гг. повествует о столкновениях мордвы, возглавлявшейся Пургасом, с русскими князьями; в качестве доказательств иногда фигурируют ошибочно и неправильно используемые данные мордовского фольклора.» (Доклад на заседания сектора дофеодальной и феодальной Восточной Европы 21 II 1940 Гольмстен В.В., Горюнова Е.И. «О мордовском «феодализме»» https://arheologija.ru/golmsten-goryunova-o-mordovskom-feodalizme/)

Гольмстен Вера Владимировна (1880-1942): " Археолог. С 1919 по 1929 - профессор Самарского университета, где возглавила археологические исследования в Самарской и Оренбургской областях. Ею были открыты и изучены сотни памятников -от мезолита и неолита до средневековья " и, Екатерина Ивановна Горюнова (1902-1995): "Известный советский археолог середины ХХ века. В науке она оставила яркий след благодаря своим масштабным работам в области археологии финно-угорских племен. За свою долгую жизнь она обращала внимание на самые разные темы, изучая проблематику раннего и развитого средневековья."

Гольмстен В.В. и Горюнова Е.И. подчеркивают, что: «Однако изучение мордовской культуры по всем доступным нам источникам не позволяет согласиться с указанным мнением и убеждает, что в течение всего самостоятельного существования мордовских племен они не выходили за пределы первобытнообщинного строя и что внутри мордовской массы общественные отношения не успели оформиться в феодальные.»

Так как «нигде, ни в каких источниках нельзя найти указаний на наличие в мордовской среде основных признаков феодального строя», кроме того «имеются не только данные отрицательного характера, но и положительные указания на до феодальный характер общественных отношений у мордвы»

Авторы доклада подтверждают свое мнение археологией: «Археологические памятники позволяют составить ясное представление о состоянии производительных сил у мордвы XII—XIII вв. Мордва обрабатывала землю, переходя местами от первобытных форм ее возделывания к пашущему орудию, но ремесло еще не отделилось от сельского хозяйства и носило, как и в дальнейшем, еще полностью домашний характер. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические данные о способе выплавки и обработки железа, о медном литье — производстве, в котором принимали участие и женщины и дети, о домашнем изготовлении лепной (не гончарной) посуды и т. д

Даже к XII—XIII векам только осуществлялся переход от первобытно общинных форм обработки земли, а ремесла не отделились от сельского хозяйства, значит в предыдущее время прогресса тем более не было!!!

С чем было связано медленности развития общественных отношений? Конечно с географическим детерминизмом: «Причиной медленности развития общественных отношений была, по - видимому, крайняя территориальная замкнутость большей части мордвы, населявшей громадный лесной массив восточного Волго-Окского междуречья, и вместе с тем рассеянность мордовских общин по этой обширной площади. Нельзя не учитывать и тех различных по своим последствиям влияний, которым мордва подвергалась со стороны своих соседей. Восточные раннефеодальные государства — хазарское и болгарское — проводили по отношению мордвы одну и ту же политику выкачивания ценностей (главным образом пушнины), но без захвата ее территории и без насилия над ее культурой.»

Такую же политику продолжила Золотая орда: «Даже при татарском завоевании мордва в своих лесах пострадала не в такой мере, как другие племена и народы. Постройка золотоордынского города Мохши в центре мордовской земли также не повлекла за собой утраты мордвой ее племенных особенностей: в ближайших окрестностях этого города открыты и изучены могильники, погребения в которых совершены по мордовскому обряду

Отметим Мохши – город Золотой орды, построенный татарами. Одна из версий предполагает, что в XIV веке столица Золотой Орды была в г. Наровчат-Мокша, в центре исконно русской земли: «Когда на обычной карте опишем простой четырехугольник с вершинами: Москва - Липецк - Пенза - Нижний Новгород, то в центре этой «исконно русской земли» вдруг в начале XIV века окажется столица Золотой Орды - Мохши

«Вот что по этому поводу говорят российские историки: «В 1312 г. Тохта скончался, а вместе с этим прекратилась и чеканка монет в Увеке. Его преемник, хан Узбек, перенес монетный двор из Увека в... Наровчат и стал выпускать там монеты, назвав это место городом Мохши. А если монетный двор... перносится в другое место, следовательно, переносится и административный центр. Действительно, с этого времени мы наблюдаем... быстрое возвышение Мохши... Засуха, голод заставили... знать перенести административный... центр из засушливой степи в плодородную долину Мохши ... Непосредстванным поводом перенесения административного центра из Увека в Мохши послужила смена ханов. Дело в том, что Узбек прав на престол не имел... Побоявшись остаться в Увека и сохранить его ... так как там было много сторонников умершего хана, он поспешил перенести центр на север, учитывая острые нужды татаро-монгол в хлебе и фураже. Сам Узбек тоже отправился на север» [Лебедев В. Загадочный город Мохши. — Пенза: Пензенское книжное издательство, 1958, с. 37—38].(Подробнее в нашей статье «Где была столица Золотой Орды? Правда и вымысел» https://dzen.ru/media/id/60034dcd9b2b224c262c30f4/gde-byla-stolica-zolotoi-ordy-pravda-i-vymysel-61704eb470559364be2ef338)

Что повлияло на развитие мордвы? Конечно соседство с русскими: «Иной образ действий наблюдается со стороны западных соседей мордвы — русских феодальных княжеств, втягивавших мордву в орбиту своего влияния. Княжества, сложившиеся частично на древней мордовской земле, как, напр., Рязанское, Муромское и Нижегородское, имели с самого начала смешанное мордовско-русское население и в дальнейшем неуклонно проводили политику обрусения и христианизации соседней мордвы.»

Соседство с русскими оказало влияние на мордву и на генетическом уровне: "Y-хромосомные гаплогруппами у мордвин являются R1a, R1b, N1c и I1. При этом гаплогруппа R1a у эрзян представлена с большей частотой, чем у мокшан (46% у эрзян против 22-27% у мокшан). Сейчас эта гаплогруппа распространена как в Европе, так и в Азии, но её происхождение связывают с индоевропейскими языками. Поэтому есть предположение, что эрзяне испытывали меньшее влияние тюркоязычных соседей, чем мокшане." ("Мордва" https://blog.genotek.ru/mordvins)

Интересно история строительства Нижнего Новгорода на землях мордвы, доказывающая наличие первобытнообщинных отношений. «Яркий образ мордовского выборного вождя запечатлен в предании, записанном в XVII в. и отражающем события XII в. Мордвин, по имени Абрам, жил со своим родом на месте Нижнего Новгорода; у него было 14 сыновей и 3 дочери, для которых он построил 17 домов. С ним вели переговоры суздальский князь Мстислав, требуя чтобы Абрам уступил занятое им место русским. В своем ответе Абрам совершенно ясно определил свои взаимоотношения с мордовской массой, сказав, что он не прирожденный владыка мордвы, а только выборный их управитель, и не может самолично принимать никаких решений. Попытка Абрама собрать мордву к себе в городок, с целью противостоять захватническим намерениям Мстислава, потерпела неудачу и, несмотря на проявленное мордвой мужество, она была побеждена и сам Абрам погиб в этой борьбе.»

Смущает правда странное имя мордовского вождя – Абрам.

В докладе говорится о том, что нападений мордвы на соседей не отмечено: «О нападениях мордвы на ее соседей мы не знаем, но, учитывая общее состояние ее культуры, можно думать, что организованных походов с целью грабежа, получения добычи, мордва не предпринимала.»

Подтверждением чему являются археологические находки в мордовских могильниках, где: «отсутствуют предметы, которые можно было бы рассматривать как военную добычу, и также отсутствуют погребения, которые могли бы рассматриваться, как погребения высшего военного класса … в инвентаре мордовских могильников женские украшения, металлическая посуда и т. п. являлись объектами меновой торговли мордвы с ее соседями, но не военной добычей.»

«Единственный случай нападения мордвы, о котором сообщает летопись под 1229 г., - случай нападения на Нижний — должен рассматриваться не как набег с целью захвата города и добычи, а как выступление ответное на нападение русских князей в предшествовавшем году. Обычно же мордва сама терпела от нападений своих соседей, что отражено не только в русских летописях, но и во многих произведениях мордовского фольклора.»

Были ли города у мордвы?

«Нельзя не обратить внимания на одну мелкую подробность, служащую косвенным указанием на общественный уклад мордвы этого времени. Заманив в глубину лесов русских воинов, мордва часть из них избила, а других взяла в плен и увела в свои тверди, где их тоже избила. Будь на месте мордвы болгары, татары или русские — народы с более высоким социальным строем, они бы, взяв в плен людей противника, не убили бы их, а использовали как рабочую силу в хозяйстве, или же продали в рабство. По-видимому, такой способ использования пленных был чужд мордовским общинам.»

То есть были небольшие мордовские укрепленные родоплеменные городкитверди. Но полноценными городами их считать нельзя так, как мордва «обрабатывала землю, переходя местами от первобытных форм ее возделывания к пашущему орудию, но ремесло еще не отделилось от сельского хозяйства», а город –это центр ремесленных производств того времени.

Если были у мордвы родоплеменные отношения, то не о каких князьях не может быть и речи: «К XIII в. относится и упоминание в летописи Пургаса и Пуреша. Некоторые историки готовы видеть в них именно тех мордовских князей-феодалов, существование которых мы отрицаем. Прежде всего, следует обратить внимание на то, что летопись ни Пургаса, ни Пуреша не титулует князем: „придоша мордва с Пургасом», „победи Пургаса Пурешев сын», „болгарский князь пришел был на Пуреша». В то же время русские князья титулуются так же, как и болгарский князь. Этим летописец как бы подчеркивает социальные различия между русским и болгарским князьями-феодалами и мордовским Пургасом, который в глазах русских соседей не был феодалом, как не был им и в действительности.»

Авторы доклада подчеркивают, что летописные известия не дают возможности относить Пургаса к числу князей-феодалов в правильном понимании этого термина и, напротив, позволяют его рассматривать как племенного вождя небольшой части мордвы, а название части мордовской земли „Пургасова волость» или „Пургасова Русь» также не может быть использовано в качестве доказательства для определения Пургаса как феодального владыки, имевшего под своей властью некое мордовское княжество.

«В этом позволяет усомниться этимология имени Пургаса. Пургине, одно из главнейших лиц мордовской мифологии, — бог грома. Совпадение имени мордовского вождя с именем бога должно пониматься как указание на представление об их родственной связи, так как: „Каждый род ведет свое происхождение от одного из богов, а род главы племени уже от «более благородного» бога.» Таким образом Пургас, глава одного из наиболее сильных родов северо-западной мордвы, самим именем определяет свою социальную сущность как племенного выборного вождя … В свете высказанных соображений с летописных Пургаса и Пуреша спадает та феодальная оболочка, в которую произвольно заключают их некоторые историки.»

С докладом 1940 года перекликается научная статья В. И. Вихляева, И. М. Петербургского «ТИПЫ ДРЕВНИХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ ПОСЕЛЕНИЙ МОРДВЫ» в которой в частности говорится о следующих средневековых типах поселений мордвы: 1) Небольшие деревни. 2)Хутора и отдельные усадьбы,3)Производственные поселенческие комплексы, среди которых выделяют два варианта: неукрепленные и укрепленные. К неукрепленным поселениям относятся селища. Все селища пойменные, а городища (укрепленные селища- тверди) расположены на надпойменной террасе или в овражной системе. 4) Сезонные стоянки.

В. И. Вихляев профессор кафедры всеобщей истории и мирового политического процесса ФГБОУ ВПО "Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва". Работа Вихляева В.И., и Петербургского И.М. "Типы древних и средневековых поселений мордвы // Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования. № 2 (30) написана в 2015 году. О Саровском городище, которое яко бы было столицей древней мордвы у них ни слова. В последнее время с ростом местечковых национализмов малых народов России такие "открытия" вошли в моду!!!

Комментарии
36
Абрам - вероятнее всего древнемордовское имя Обран искаженное русскими летописцами.
Было ли у мордвы свои города или нет это бесконечные споры. Вопрос в другом, почему историки старательно обходят тему что народы Меря, Мурома, Мещера и Мордва (Эрзя), говорили на одном языке. Поэтому в России столько много финно-угорских топонимов.
Картинка комментария
"Восточные раннефеодальные государства — хазарское и болгарское — проводили по отношению мордвы одну и ту же политику выкачивания ценностей (главным образом пушнины), но без захвата ее территории и без насилия над ее культурой.»на мордву нападали монголо-татары, которые уничтожили Волжскую Булгарию, давнюю союзницу мордвы. Долгой и кровавой была война между...еще
Ещё 13 комментариев